Виртуальная реальность.
Сегодня
в наше время все большее количество отраслей жизни, так или иначе, связано с
компьютерными технологиями. Все чаще и чаще мы слышим такие слова, как
виртуальная реальность, смысл которых уже понятен многим. Большинство, правда, до сих пор считают, что
данное явление касается только игр или современных фильмов, и даже не
догадываются, что многие элементы виртуальной реальности могут быть использованы и в сфере
образования.
Таким
образом, целью статьи является рассмотрение изучения
виртуальной реальности на уроках в школьном курсе информатики.
Отсюда,
объектом работы является виртуальная реальность на уроках информатики.
Предметом
же будет являться выявление всех возможностей и
преимуществ виртуальной реальности в процессе обучения учащихся школ и
других учебных заведений.
Основные
задачи данной статьи:
-Дать определение виртуальной реальности и выявить ее
основные свойства и признаки;
-Показать прямое отношение элементов виртуальной
реальности к урокам информатики;
-Выявить
взаимосвязь между объектом данной работы и Интернетом;
-Показать другие современные и перспективные
возможности виртуальной реальности.
Считаю данную тему актуальной и интересной,
т.к. нынешнее развитие современных компьютерных технологий стремительно растет,
а их влияние все более находит свое применение во многих отраслях жизни, в
частности, в области науки и образования. Кроме того политика государства в
области компьютеризации и информатизации нашего общества уже затронула многих и
дальнейшее ее развитие, я надеюсь, даст положительный эффект в развитии и
получении квалифицированных работников и
специалистов многих специальностей, что
также позволит укрепить и экономическое положение нашей страны.
Современное понимание виртуальной реальности и ее основные свойства.
Виртуальная
реальность, как много неизвестного и загадочного вложено в эти 2 слова. Что же
понимают люди, когда говорят об этом? Еще в недалеком прошлом, каких-то 15 лет
назад, мы и не подозревали, что эти слова окажутся вполне реальными и
используемыми не только в рассказах фантастов, но и в обычной, повседневной жизни. Недаром
говорят, что XXI век – это век высоких технологий! В наше время многие уже
подметили, как быстро появляются и развиваются всё новые и новые технологии.
Особое развитие получили так называемые
нанотехнологии, т.е. технологии, связанные с использованием мельчайших микросхем
и процессоров, а в частности, современные настольные компьютеры и ноутбуки,
мобильные телефоны, КПК (карманные персональные компьютеры), смартфоны, которые
сочетают возможности КПК и мобильного телефона. С развитием же нанотехнологий
развивалось и программное обеспеченье, игры, обучающие и развивающие программы,
которые на данный момент из-за своих ресурсных требований используются только в
компьютерах. Кроме всего этого, хотелось бы отметить и нынешнее прогрессирующее
развитие всемирной поисковой сети Интернет. Ежедневно все большее количество
людей становятся участниками и пользователями этой сети. Вместе с тем
увеличиваются и разновидности услуг, которые предоставляет Интернет. Можно
сказать, что помимо основных функций, которые дает Интернет (поиск информации,
общение посредством текстовых сообщений (почта и чат), многопользовательская
игра), сегодня получают свое развитие и такие
функции как: просмотр кинофильмов и прослушивание музыки вместо
телевизора и радио, покупка товаров, оплата коммунальных услуг, оформление
кредитов, видео-общение с друзьями, виртуальные экскурсии и путешествия по
разным историческим местам. В скором будущем появятся и другие возможности сети
Интернет, например, возможность скачивать различные запахи, которые можно будет по-настоящему нюхать через
специальное, совмещенные с компьютером устройство.
А теперь вернемся все-таки к понятию виртуальная
реальность, что это такое? Как было сказано ранее, единого определения этому
понятию до сих пор никто не знает и каждый понимает это по-своему. Многие,
например, считают, что это понятие непременно связано с играми-стрелялками, в
процессе которой игроком используется специальный шлем, датчики движения,
крепящиеся к телу и оружие-джойстик. Аналогично и с симуляторами автогонок, где
есть шлем, руль-джойстик, педали, и даже рычаг переключения передач. Все это
так, человек действительно попадает в виртуальную реальность, в которой он от
1-го лица, как и в настоящей реальности может ходить, бегать, смотреть по
сторонам, стрелять, водить машину и т.д. Но кроме этого многие люди и не
догадываются, что само по себе взаимодействие с компьютером, т.е. работа с
различными программами, выход в Интернет
и др. это тоже есть виртуальная реальность.
Таким образом, можно сказать, что виртуальная
реальность – это объединение аппаратных (компьютер, шлем, джойстик и др.) и
программных средств (программное обеспеченье, игры, различные программы,
Интернет), которые при согласованном взаимодействии позволяют человеку
выполнять с ними какую-либо работу и действия, посредством визуального, слухового
и осязательного контакта.
Из данного определения следует, что современная
виртуальная реальность должна включать в себя следующие элементы:
1)Компьютер;
2)Соответствующее программное обеспеченье;
3)Необходимые и вспомогательные устройства: монитор,
виртуальный шлем, звуковые колонки и наушники, костюм с датчиками движения и
управления телом, различные манипуляторы (мышка, клавиатура джойстик, пистолет,
руль и т.д.);
Каковы же свойства виртуальной реальности?
Одним из главных свойств является ее интерактивность,
т.е. способность взаимодействовать с ней в реальном времени. Ведь и в настоящей
жизни при взаимодействии с чем-то мы тоже выполняем что-либо, и внешняя среда
сразу же, в тот же самый момент отвечает на все наши действия.
Помимо этого для виртуальной реальности характерна взаимозаменяемость,
т.е. способность заменять собой
некоторые действия и способы взаимодействия с информацией, характерные
для настоящей жизни. Так, например, при моделировании какого-нибудь объекта, мы
вместо бумаги с карандашом и линейкой, воспользуемся компьютером с
соответствующим программным обеспеченьем. Следует отметить, что с
использованием современных компьютерных технологий моделирование значительно
облегчается.
Еще одним из свойств виртуальной реальности является
способность к исправлению какого-либо действия и возвращение к
первоначальному его состоянию за короткое время. Приведу простой пример с
печатающей машинкой, где в случае ошибки нам пришлось бы перепечатывать весь
текст заново; в компьютере же достаточно нажать Back Space и все проблемы решены.
Все это позволяет нам экономить не только время, но и расходные материалы, в
частности, бумагу и краску (чернила, тонер).
Существуют и другие характерные признаки виртуальной
реальности, тесно связанные с вышеназванными свойствами, а именно:
-
моделирование в реальном масштабе времени;
-
имитация окружающей обстановки с высокой степенью
реализма;
-
возможность воздействовать на окружающую
обстановку и иметь при этом обратную связь.
Каждый из этих перечисленных признаков многим из нас уже
понятен, поэтому в данном случае, я не вижу необходимости их пояснять.
О свойствах виртуальной реальности можно долго
говорить, как и о ней самой. Тем более с
учетом ее непрерывного развития и совершенствования, изменяются и взаимно
дополняются ее свойства. Поэтому, исходя из цели своей курсовой работы, я
непосредственно перехожу к основным вопросам виртуальной реальности в обучении
и образовании школьного курса информатики.
Читать статью по порядку: 1, 2, 3, 4.